Так оно было… 1 июня, в свой День города, Тольятти открыл при большом стечении народа необычный памятник (о чем сообщили газеты, Интернет и программа «Время»). Теперь каждый, кто проезжает или проходит по Южному шоссе, обращает внимание на перекресток с улицей Льва Яшина. На постаменте с надписью «Памятник преданности» сидит собака, совсем как живая, и неотрывно смотрит на дорогу, словно ища кого-то…
Так оно и было. 7 лет подряд, в летний зной и зимнюю стужу, под дождем и снегом, овчарка ждала своих хозяев. Говорят, они погибли в автокатастрофе. Ее подкармливали, строили ей будки; как-то сердобольные люди пытались увезти к себе — она неизменно возвращалась на прежнее место… И тогда ее назвали Константином, что значит, «Верный», и оставили сторожить свой пост.
Когда же год назад ее не стало, люди поставили щит с рисунком и подписью: «Псу, научившему нас любви и преданности». Но на этом почти сказочная история не кончается… проезжал раз по делам скульптор из Ульяновска Олег Клюев. Заинтересовался, узнал подробности и воскликнул: «Так ведь нужен настоящий памятник!»
Возникла идея — обратился к главному архитектору города. Оказалось, горожане думали над этим, но где взять средства? И тогда взял это на себя тольяттинский Ротари-клуб (объединение деловых энергичных людей). На открытии «Памятника преданности» член клуба, зам. мэра Николай Ренц сказал: «У города должен быть символ. В Копенгагене —
Русалочка, в Брюсселе — известный мальчик, а у нас в Тольятти — памятник собаке, чья верность стала легендой!»
Не каждому скульптору дано создать символ города. Нам захотелось побольше узнать об Олеге Клюеве, и мы побывали в его мастерской. Его — но не только; в ней творит и его отец, известный скульптор Анатолий Клюев. Скульптором была и его мама, Любовь Турская… Она родилась в Минусинске, маленьком, но очень известном в восточной Сибири городке. Славу его заложили ссыльные декабристы и подвижник Мартьянов, практически в одиночку, еще до революции, создавший музей, которому могут позавидовать иные областные центры. И вот недавно Минусинский драмтеатр победил на Всероссийском фестивале маститых театров… Так что ничего удивительного, что одаренная девушка приехала поступать — и поступила в Ленинградскую Академию художеств им. Репина. А Анатолий Клюев приехал из Нижнего Тагила, окончив с отличием художественное училище. У него талант, вероятно, от деда, который ходил по Руси с артелью «богомазов» и расписывал церкви. Окончили Академию уже мужем и женой — и поехали на Урал, в Свердловск. Работали самозабвенно; особенно нелегко приходилось Любе: родился Олег, да и вообще скульптура -такое тяжелое, неженское дело! Недаром так редки женские имена: Мухина, Голубкина, а еще кто? У Любови Турской все получалось; она стала заслуженным художником. Их узнали в России и пригласили на зональную выставку в Куйбышев. Тут Люба впервые увидела Волгу и загорелась: «Какая красота! Хочу тут жить!»
И как ни сложно было, они переехали на Волгу — в Ульяновск, в 1967 году. Город покорил их своей тихой неброской красотой. Розовел яблоневый цвет, пышно лиловела сирень; с крутого откоса открывались такие виды!
Появилось много заказов: родина Ильича готовилась к его 100-летнему юбилею. Многие работы Анатолия Клюева украшают город и окрестности: гранитный памятник Илье Николаевичу Ульянову, Валерию Чкалову во Дворце им. Чкалова, павшим воинам… Грандиозный ансамбль героям соорудил он с помощниками на пути в Пензу, на горе. Великолепный монумент в рабочем поселке Павловка. Памятник Петру Первому в Димитровграде — да всего не перечислишь!
Он продолжает творить, и больше всего сил сегодня отдает памятнику жене и другу… В автокатастрофе трагически погибла Любовь Турская, молодая, полная сил и дерзаний. Сын считает, что до сих пор не сумел достичь ее уровня.
Тут мы не согласимся: работы Олега Клюева высоко оценивают и коллеги, и публика. Он окончил, после очень хорошего Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого, ту же Академию, где учились его родители, и сейчас сам преподает в университете.
И лепит, лепит… Из всех материалов предпочитает мрамор, белый, как петербургские белые ночи: ничто лучше мрамора не сможет передать чистоту человеческого тела. Любит и бронзу: она теплее, «позволяет делать что угодно». А дерево «наивное, грубоватое, доброе». Любит работать не в интерьере, а на воздухе — «тут более сложные творческие задачи». Не признает уныния, никогда не сдается и верит, что скульптура, искусство, которому посвятила жизнь его семья, всегда будет востребовано людьми. Кстати, в Университете у Олега учится самая младшая — внучка Анатолия Клюева; династия продолжается!
Наверно, есть высшая справедливость в том, что так сошлись пути-дороги, и «Памятник преданности» соединил нас, жителей Самарской губернии, и ульяновского скульптора. И сотворил его художник из семьи, где всегда были верны своему призванию, своим близким, своему долгу.
Ольга и Александр БАРЫШЕВЫ.