AVB at all times

Барышев Иван Тимофеевич, глава рода

Я тут ему написал виртуальное письмо, хоть не видел его никогда

Не совсем так, как в знаменитом «милый дедушка, Константин Макарович!» в рассказе А.П.Чехова.
— Так писал Ванька Жуков:
«Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался»…
Ну, не совсем так, но похоже.

Разговор с дедушкой, которого я никогда не видел

Здравствуй, дедушка мой дорогой, Иван Тимофеевич Барышев!
Я знал, что ты был, но не знал даже твоего имени, не знал, сколько лет ты прожил, здоров ли был, или ушел из жизни в страданиях и муках. Меньше всего я думал, что ты займешь такое важное место в моей жизни сейчас, я буду проводить разные поиски, уже и сейчас узнал многое, но, уверен, что найду больше. Я даже отчества твоего не знал, твоего рода-племени. В детстве говорили мне, что дед Иван был хорошим столяром, плотником, мастером работы по дереву. Про тебя говорили, что был ты гураном. Что это такое толком я только сейчас разобрался.

Я знал, что жена твоя, моя бабушка, Александра Алексеевна (это имя я тоже только сейчас узнал), была переселенкой из Украины и что фамилия у нее была Земляная. А про гуранов, в моем понимании, я думал так: встретились вы на пути друг друга, и нашли свое место для жизни в Приамурье.

Так получилось, что и моя родина – Дальний Восток, я родился в Хабаровске, на берегу Амура. В жизни мне довелось жить на берегах четырех великих рек – я расскажу об этом. Семья у вас была большая — 5 сыновей и две дочери. Одна их них моя мама, Надежда Ивановна.

Так нелепо получилось, что я вообще практически ничего не знал о вас, основателях моего рода. С двумя вашими сыновьями, братьями-близнецами, я был знаком. Расскажу и о них. С сестрой мамы, Лидией Ивановной, тоже какую-то часть жизни был знаком. Одного из других ваших сыновей, Михаила, мы отправились искать в Молдавии, проехав в общем вагоне поездов «Хабаровск – Москва» и «Москва – Кишинев» 13 суток! Это и был мой первый поиск родных, в 1961 году. Но об этом позже.

Скажу честно, мне вдруг стало стыдно, что я такой бестолковый и беспамятный. Хотя окружающая нас жизнь так и шептала в уши: «Забудь все, нечего вспоминать, что было и ушло, живи днем сегодняшним, радуйся малому!..» «Нет!», — сказал я себе и начал делать первые шаги. Все, что я знал о вас, что вы жили в г. Свободный Амурской области, так было написано в паспорте матери. При ее жизни я так мало говорил с ней о вас, что практически не знал ничего. Кроме, пожалуй, трагического случая, когда погибла бабушка, мама моей мамы в 1946 году. А в 1947 году родился я, уже в г. Хабаровске. И назвали меня Александром, как я теперь понимаю, в честь бабушки, Александры Алексеевны. Я понял, что моя мать решила начать новую жизнь на новом месте…

А я решил начать поиски корней своего рода, чтобы круг замкнулся, и встал бы я в ряд с вами. Но одного желания мало. Первым делом решил получить копию свидетельства о рождении своей матери, ведь там будут названы ее родители и я узнаю хотя бы ваши имена. Долго ли, коротко ли, запрос вернулся.

Госархив Амурской области мне ответил: «При работе над поиском сведений о рождении Барышевой Надежды Ивановны, 02.09.1923 года, уроженки г. Свободный Амурской области, были полистно просмотрены реестры записей о рождении по городу Свободный и Свободненскому району Амурской области за 1922-1924 гг., поступившие на хранение в учреждение не в полном комплексе. В просмотренных документах сведений о рождении Барышевой Надежды Ивановны не выявлено».

В этот раз я о вас так ничего не узнал. Но я – везунчик! Читаем дальше ответ из архива: «Информируем о том, что в алфавитных книгах о рождении по городу Свободному за 1914-1922 годы значатся Барышевы: Петр Иванович 1919 г.р. и Николай Иванович 1921 г.р.» — вот он шанс, и он оказался счастливым! Я получил архивную справку о рождении двух старших братьев матери Петра и Николая, в которой указаны их родители, то есть вы: «Родители: гражданин города Свободный Амурской области Иван Тимофеев Барышев и его законная жена Александра Алексеевна».

Вот теперь и здравствуйте!

Обидно, конечно, что я так и не узнал пока девичьей фамилии бабушки, но это уже было что-то! А самое главное – была привязка к местности – была названа церковь и село, где она находилась, были названы «восприемники» — так называли крестных мать и отца. Назван священник и место хранения метрической книги. Это немало! Я почувствовал себя просто счастливым человеком. И круг поиска сузился – анализируя старые карты и «Памятные книги», я увидел, что гуран, это не просто самоназвание людей, переселившихся из Забайкалья, но и топоним – есть река по имени Гуран, есть и село с таким же названием! Я расскажу о них.

А ему в письме приложил рекламу 1916 года и фантазирую, что моему деду бы это понравилось. Ведь он был мастер- краснодеревщик, столяр, плотник, как мне рассказывала моя мать. Очень важная тогда была профессия.

================================================