26.06.2007
Главная улица России Волга таковой не является во всех городах Поволжья. Бесспорно, сегодня Самара даст всем другим сто очков вперед в отношении к Волге. Но попробуйте заплатить за услуги мобильной связи в речном порту Казани, или найдите аптеку в районе речного порта в Чебоксарах… Да и в Нижнем Новгороде не купить поблизости от речного вокзала ни газету, ни буклет о городе, ни сувениров… Не нужны нашим городам деньги туристов!
Есть немало людей, для которых путешествия по Волге — неотъемлемая часть жизни. Авторы этих строк из их числа. Хоть и прошли всю Волгу вверх и вниз, а все равно каждый год хочется снова отправиться в речной круиз. И каждый год новые впечатления дают пищу для размышлений и сравнения жизни одного города с другим.
Первое сравнение — об организации самих речных путешествий, о маршрутах, турфирмах, теплоходах. Наверное, главная особенность этого года: из-за роста цен на путевки стало больше предложений по коротким маршрутам продолжительностью 3-5 дней. Здесь и цены умеренные и спроса больше, и с успехом продаются путешествия на теплоходах среднего класса: переоборудованные и отреставрированные трехпалубные и двухпалубные корабли смело отправляются в непривычно далекие для себя рейсы.
Монополизация туризма и слияние компаний в крупные холдинги постепенно вновь вернули нас во времена двадцатилетней давности. Мелким и средним туристическим фирмам становится невозможно конкурировать с глобализмом в туризме. Все меньше остается в регионах туроператоров, фрахтующих самостоятельно теплоходы и строящих собственную экономическую и ценовую политику. В Самаре, к примеру, остались единичные туркомпании, совершающие самостоятельные круизы на больших четырехпалубных теплоходах — и с каждым годом их становиться все меньше и меньше.
Туристическая политика в отрасли строится просто: владельцы судов сдают их во фрахт или организуют собственную сеть круизов на валютных маршрутах — благо иностранцы продолжают интересоваться историей и культурой России. В то время, как тысячи «руссо- туристо» разными чартерами стремятся преувеличить благосостояние братского турецкого народа (испанского, итальянского, египетского), путешественники из европейских, азиатских и разных других стран торопятся повидать наши красоты, запечатлеть в своей душе очарование памятников природы и культуры России, Поволжья.
Главная улица России Волга таковой не является во всех городах Поволжья. Бесспорно, сегодня Самара даст всем другим сто очков вперед в отношении к Волге: ее здесь любят, для горожан и гостей города это общение — часть повседневной жизни. Исторически сложилось, что предприниматели, коммерсанты, торговцы — назовите их как хотите — давно уже поняли, что на этой любви людей можно делать успешный бизнес. Было бы странно хвалить исключительно свой родной город, но для этого и надо путешествовать, чтобы как когда-то Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» можно было бы повидать мир и набраться ума-разума. Бизнес должен быть там, где его ждут люди.
Иногда в той же Самаре чувствуется переизбыток всякого рода торговых точек, магазинов, торговых центров, но для того и надо побывать в других местах, чтобы радостно спешить домой. Попробуйте заплатить за услуги мобильной связи в речном порту Казани, или найдите аптеку в районе речного порта в Чебоксарах… Да и в Нижнем Новгороде не купить поблизости от речного вокзала ни газету, ни буклет о городе, ни сувениров… Не нужны нашим городам деньги туристов!
Одно успокаивает: как меняется вода в реке, так постепенно появляются новинки в волжских городах, — подождем. Зато чего полно в избытке ВЕЗДЕ во всех городах, больших и даже самых малых пристанях — всегда в достатке и изобилии пиво разных видов и сортов. И везде гуляет молодежь, отхлебывая пиво прямо из бутылки с неизменными сигаретами во рту. Реклама «современного» образа жизни сделала свое.
Глядя на старинные волжские города, в которых в разные годы творили выдающиеся русские писатели, художники, невольно хочется спросить себя, как когда-то и они терзались вечными вопросами: «Зачем человек живет?», «Что делать?» или совсем сакраментальное «Кто виноват?»…
Грустно становится от мысли, что развитие пивного бизнеса лоббируется и поддерживается повсеместно и только теперь, спустя десятилетия насаждения «пивной культуры», когда пивной алкоголизм может стать национальной трагедией, появились голоса, призывающие остановить этот распад нации. Дай, как говорится, Бог им сил победить в этой борьбе.
Ну, а мы возвращаемся из небольшого путешествия вверх по Волге до Ярославля. Что запомнилось? Какие впечатления остались в памяти ярче других? Фоторепортаж поможет увидеть своими глазами то, что заметили авторы.
Казань удивила недостроенным после реконструкции речным вокзалом. Спешили к 1000-летию и не успели? Это теперь, кстати, и не вокзал будет, а гостиница, что подтверждает плакат на фронтоне. Впечатляет дата окончания реконструкции — 3-й квартал 2006 года. Вспоминается невольно строчка Б.Пастернака «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»… Значит речной вокзал Казани более не нужен?
Зато Чебоксары приятно поразили новеньким, с иголочки, комплексом речного порта: целых три здания, одно в форме корабля. По обеим сторонам бьют красивые фонтаны.На прилегающей к Волге обновленной Красной площади выстроен целый комплекс для развлечений и отдыха. Еще одна приятная деталь — наш теплоход встретила группа девушек и парней в ярких национальных костюмах, а детишек забавляли Чебурашка и Дональд Дак. Музыка, веселые игры — настроение сразу стало праздничным и не покидало до конца экскурсии. Везде бы так!… Чебоксары в последние годы застраиваются планомерно и красиво, чего хочется пожелать и другим городам.
Старинный Ярославль также радует чистотой, цветниками, блеском золотых куполов восстановленных цервей. Видно, что ярославцы по-настоящему любят свой город; нам бы, самарцам, не мешало бы поучиться у них.
Кострома, конечно, выглядит гораздо скромнее, но и у нее есть своя прелесть: Ипатьевский монастырь со своей многовековой историей.
Нижний Новогород, как обычно, производит впечатление очень большого, очень шумного и не очень удобного для жизни города. Наверное, это участь всех так называемых столиц. Но есть и свой плюс в многолюдье: мы попали как раз на праздник, на котором веселились тысячи людей.
Полная противоположность шумному городу тишина и величие седых стен Макария — Макарьевского Желтоводского женского монастыря. Он выглядел необычайно эффектно на фоне закатного неба; вообще закаты на Волге удивительны, и прелесть окружающей природы — самая сильная сторона любого круиза. Могут быть слишком шумные туристы, недостаточно изысканный стол, навязчивое радио — все искупается красотой Волги ее берегов.
Возвращаясь к Казани, заметим, что одной из главных достопримечательностей стала мечеть Кул-Шариф.
Очень интересна экскурсия и в Раевский Богородицкий мужской монастырь.
Невозможно в кратком очерке упомянуть даже бегло все, что дарит Волга любознательному путешественнику. Это наши впечатления, а у вас, мы уверены, будут свои.
Путевыми впечатлениями делились Ольга Литвинцева и Александр Барышев.
Отплываем из Самары
Первая остановка после Самары – Казань
Бендер и теперь живее всех живых!
Ростов Великий — древнее сокровище Руси
Ярославль-городок — Москвы уголок
Что такое Мышкин? Это — сказка